<< На главную страницу    << Новости    << Новости отрасли   Экспорт новостей отрасли (RSS)>>

|

|

|

|

Вновь выход из строя подшипника стал виной падения российской ракеты. И причина, скорее всего, не в качестве подшипника

 

 

Новостная лента (RSS):

 

 

Дата публикации:  29/05/2015

 

16 мая 2015 года состоялся запуск российской ракеты-носителя “Протон-М” с мексиканским телекоммуникационным спутником “МекСат-1”, который требовалось доставить на геостационарную орбиту. Но на 497 секунде полета отказали рулевые двигатели третьей ступени, в результате чего все элементы ракеты и спутника сгорели в атмосфере, при этом жертв и разрушений на земле нет. Была создана следственная комиссия, а все запуски ракет “Протон-М” приостановлены до выяснения обстоятельств крушения.

 

Повторение проблемы с турбонасосным агрегатом третьей-ступени “Протон-М”, по всей видимости, связаны отнюдь не с качеством  подшипников, а с конструктивной недоработкой

 

Фото: ФГУП ГКНПЦ имени М.В.Хруничева

На фотографии: третья ступень ракеты-носителя ПРОТОН-М

 

Повторение проблемы с турбонасосным агрегатом третьей-ступени “Протон-М”, по всей видимости, связаны отнюдь не с качеством  подшипников, а с конструктивной недоработкой

 

Предварительно оглашенная причина аварии – разрушение подшипника вследствие повышенных вибраций ротора турбонасосного агрегата возникшие в результате работы двигателя третьей ступени. Фактически повторилась ситуация с аварией “Протон-М” годом ранее, когда также разрушился подшипник третьей ступени ракеты.

По всей видимости, проблема все же не в качестве подшипников, а в конструктивной ошибке, которую не удалось выловить, так как работа узлов не была в полной мере смоделирована и обкатана на компьютерах заранее. Об этом говорят как косвенно - авария 2014 г. и малоизвестная авария 1988 г., когда также из-за проблем в роторе турбонасоса произошла авария двигателей третьей ступени, так и прямо - вице-премьер российского правительства Рогозин, заявивший в одном из интервью: “…в Роскосмосе до сих пор на кульмане работают, с чертежами, по наитию работают. Вместо того, чтобы моделировать ситуации все, которые потом происходят, математически”.

Не секрет, что многие узлы и агрегаты комплекса “Протон-М” разрабатывались в советское время и в тяжелые первые постсоветские годы, когда доступ к сложным компьютерным вычислениям был ограничен. Доминирующая часть расчетов тогда велась ручным или полуручным методами - о математическом моделировании работы отдельных агрегатов, узлов и ракеты как системы в целом в разных режимах речи тогда не шло. А после того, как в 90-х приняли решение о замене “Протон-М” c гептиловыми двигателями, разработкой которой начали заниматься еще во времена В.Н. Челомея и В. П. Глушко*, на “Ангару”, с более безопасными кислородно-керосиновыми двигателями, по экономическим соображениям дальнейшие работы по отладке узлов “Протон-М”, скорее всего, стали не в приоритете.

Сейчас после череды катастроф, на фоне задержек в разработке заменителя в лице “Ангара А5”, планы по модернизации “Протон-М”, как единственной эксплуатируемой российской ракеты-носителя тяжелого класса, от которой зависит доставка на орбиту военных и коммерческих спутников, могут вновь “всплыть”. Но, к сожалению, серьезной переделки ждать не стоит – отвлечение значительных ресурсов от разработки перспективной “Ангары” много раз признано нецелесообразным. Устаревший “Протон-М” продолжат лишь “латать”, дотягивая его эксплуатацию до 2025 г**.

**Владимир Николаевич Челомей (1914-1984) – генеральный конструктор космической техники. Ярко проявил себя во время правления Н.С. Хрущева, создав ряд стратегических и крылатых боевых ракет. В руководимом им ОКБ-53 в 60-70-е годы также была создана ракета-носитель “Протон”, первоначально военного назначения. Двигатели для этой ракеты-носителя были разработаны при участии другого известного генерального конструктора - Валентина Петровича Глушко (1908-1989), - который долгое время был сторонником гептила, как основного ракетного топлива.


** К этому времени планируется полностью наладить производство и эксплуатацию ракеты-носителя “Ангара А5”.

 

Обновление

 

Вечером 29 мая 2015 г. Федеральное космическое агентство (далее “Роскосмос”) сообщило о результатах работы межведомственной комиссии расследующей аварийный запуск 16 мая 2015 года с космодрома Байконур ракеты-носителя “Протон-М” со спутником “МекСат-1”.

Причиной нештатного завершения полета “Протон-М” был назван ОТКАЗ РУЛЕВОГО ДВИГАТЕЛЯ 3-й СТУПЕНИ из-за повышенных вибронагрузок, вызванных увеличением дисбаланса ротора турбонасосного агрегата (ТНА), связанного с деградацией свойств его материала под действием высоких температур и несовершенством системы балансировки. Отказ имеет конструктивный характер.

По распоряжению руководителя “Роскосмоса” Игоря Комарова, ГКНПЦ им. Хруничева и филиалы компании разрабатывают план мероприятий по устранению причин аварии, который включает в себя в том числе:

- замену материала вала ротора ТНА;
- доработку методики балансировки ротора ТНА;
- модернизацию крепления ТНА рулевого двигателя к раме маршевого двигателя и др.

В рамках работы комиссии выявлен ряд несоответствий в системе менеджмента качества предприятий. В течение месяца будет разработан план мероприятий по их устранению. Дату следующего запуска “Протон-М” “Роскосмос” сообщит в течение июня 2015 года.


 

Другие новости по теме:
 

Российский космос может оказаться в опасности из-за… некачественных подшипников

Нажимай! Читай! Подписывайся!

 

 


Использование текста и иллюстраций статей из раздела “Новости подшипниковой отрасли” возможно без согласования, но с обязательной обратной ссылкой на страницу с оригинальным материалом или сайт www.prompk.ru

Любое цитирование и иное использование материалов из других разделов сайта возможно только со ссылкой на сайт prompk.ru и исключительно для рекламирования либо распространения продукции NTN-SNR. Подробнее в "Правовой информации".

Страницы оптимизированы для просмотра Internet Explorer версии 6.х и выше

©2005-2014, Авторизированный дистрибьютор NTN-SNR - Правовая информация - Карта сайта